Начало Статьи 11-12_2017 ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ ДОКТОРА ГААЗА
ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ ДОКТОРА ГААЗА | Печать |

В сентябре в Москве прошел Фестиваль инклюзии, одним из организаторов и участников которого стала Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива». Фестиваль стал первым в целой серии мероприятий, посвященных 20-летию организации.

…19 июня в Москве появилась улица Доктора Гааза. Фридрих Иозеф Гааз — выдающаяся личность ХIX века, русский немец, врач, он помогал людям, лечил и богатых пациентов, и заключенных в тюрьме. Он был благотворителем, и в конце своей жизни все имущество раздал бедным. Имя этого врача-филантропа было присвоено одному из проездов, возникших в ходе застройки района Тропарево-Никулино на юго-западе Москвы.

В честь этого события немецкая школа при посольстве ФРГ, расположенная на новой улице, 23 сентября организовала Фестиваль имени доктора Гааза — большой уличный праздник для людей с инвалидностью и для всех желающих, богатую интерактивную познавательную программу, творческие выступления и конференцию по вопросам инклюзии. В рамках фестиваля крупнейшие НКО Москвы и России презентовали свою деятельность, провели мастер-классы.

 

И по службе, и по душе

Фестиваль был организован при поддержке Правительства Москвы. В его мероприятиях принимали участие воспитанники, учащиеся, сотрудники учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения, а также Департаменту образования города Москвы.

На торжественном открытии фестиваля многочисленных гостей тепло приветствовали посол ФРГ в РФ Рюдигер фон Фрич-Зеерхаузен и директор школы при германском посольстве Уве Бек. Было зачитано послание Михаила Федотова, председателя Совета по развитию гражданского общества при Президенте РФ.

О том, что благородное дело помощи нуждающимся, начатое два столетия назад доктором Гаазом, живет и развивается, говорила в своем выступлении Анна Хофинги, соучредитель и директор Германо-российского социального форума «Петербургские диалоги». Это партнерство объединяет социально-ориентированные государственные, некоммерческие, общественные, церковные организации двух стран. В 2012 году форум оказал решающее влияние при спасении лечебно-педагогической школы для детей с тяжелыми формами инвалидности, а в 2013 году провел научно-практический конгресс.

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников поздравил москвичей с открытием улицы имени доктора Гааза, сделал краткий исторический экскурс в многовековые росийско-германские связи, а также отметил значение нынешнего мероприятия.

— Не секрет, что мы отстали от мировой практики инклюзии и от того, что делается в Европе.— отметил он. — Но мы стараемся наверстать и идем буквально семимильными шагами. Спасибо всем участникам за то, что они делают для создания мира равных возможностей. Инклюзия — не только название фестиваля, но и его душа!

Одним из мероприятий в рамках фестиваля стал организованный сотрудниками посольства круглый стол по проблемам взаимодействия НКО и правительства Москвы. Его участники, среди которых были представители таких известных некоммерческих и общественных организаций, как «Круг 2», «Свой путь», «Творческое партнерство», центров «Перспектива», «Особое детство» и других, позволили себе «помечтать» на заданную тему. Систематизированные плоды этой дискуссии переданы в правительство Москвы для дальнейшей работы.

 

Не мечты, а практика

Значимым событием в рамках фестиваля стала конференция по вопросам инклюзии. Она продемонстрировала большой интерес к инклюзивным процессам, происходящим в нашем обществе, и позволила участникам познакомиться с интересными практиками в сфере инклюзивного образования.

Первое слово было предоставлено Георгию Крюкову, члену экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке. Он отметил, что инклюзия, как принцип образования, заложена в законе и обозначает равный — в соответствии с потребностями и возможностями — доступ любого человека к образовательным услугам. При реализации этого принципа на практике инклюзия становится уже формой обучения и принимает различные варианты — надомное, коррекционное, совместное обучение и так далее. Сегодня основная задача состоит в создании непрерывной системы обучения «особого» ребенка — от раннего и дошкольного до среднего и профессионального образования.

В перспективе, как сказал Георгий Валерьевич, мы должны прийти к ситуации, когда в каждом субъекте Российской Федерации на уровне регионов, муниципалитетов и школ будут созданы экспертно-консультационные органы по инклюзивному образованию. То есть, в каждой школе, независимо от ее формы и специализации, будет действовать консилиум по обеспечению инклюзии как принципа и формы обучения. Причем, в единую систему должны быть завязаны все формы реабилитации — медицинская, социокультурная, трудовая, спортивная — и все ведомства, задействованные в этих процессах.

В продолжение темы выступила доктор наук, заведующая лабораторией в Национальном научно-практическом центре здоровья детей Минздрава РФ Ирина Рапопорт. Она озвучила новые требования, которые разрабатываются Министерством здравоохранения к инклюзивному обучению. Было отмечено, что эта форма образования накладывает дополнительные, повышенные требования и к педагогическому, и к сопровождающему персоналу, что связано с наличием у детей с проблемным здоровьем множественных ограничений. И в первую очередь повышаются требования к медицинскому обслуживанию в инклюзивных учреждениях. Одно из таких требований — наличие изолятора. Желательным признается наличие помещений и оборудования, позволяющих проводить физиотерапевтические процедуры, при этом образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию.

Увеличиваются требования и медицинскому персоналу — он должен быть в состоянии оказать первую неотложную помощь. Усиливается внимание к вакцинации и профилактическо-диагностическим осмотрам в таких учреждениях. Дополнительные меры принимаются для предупреждения переутомления детей, например, рекомендуется составлять расписание так, чтобы среда и четверг были облегченными рабочими днями. Вводится индивидуальная адаптивная физическая культура, параметры которой разрабатываются совместно с врачом. Увеличиваются и требования к питанию, к его сбалансированности и качеству. И, конечно, медицинский персонал должен постоянно отслеживать состояние здоровья ребенка и его динамику, чтобы своевременно и правильно корректировать образовательный процесс.

О необходимости тесного взаимодействия с родительским сообществом говорила Елена Лапп, председатель Волгоградской общественной организации педагогов-дефектологов. Она напомнила, как несколько лет назад, на волне первоначального внедрения инклюзивного образования, резко увеличился приток детей с ограничениями в здоровье в общеобразовательные учреждения. И этот наплыв выявил острую необходимость работы не только с детьми, но и с родителями, которые зачастую неправильно или не совсем правильно понимают проблемы своих детей. Этим и занимаются сегодня волгоградские дефектологи. Проект, реализованный ими, включал образовательные и психологические практики, тренинги, семинары, совместные занятия детей, родителей, дефектологов, педагогов общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов. Интересно, что инициатива исходила от родителей — в первую очередь, родителей детей с тяжелыми умственными нарушениями, а одним из значимых результатов стало то, что несколько человек из их числа после завершения проекта решили получить специальное высшее образование, чтобы лучше поддерживать своих и других детей.

Анна Еремина, доцент кафедры логопедии Московского государственного областного университета (МГОУ), говорила о принципах организации коррекционно-развивающей помощи детям в условиях образовательных учреждений. В частности, она отметила, что урок должен продолжаться не более 40 минут, что необходим дневной отдых. Это предъявляет особые требования к составлению расписания и учебного плана. Тем не менее, специалистам удалось разработать систему, позволяющую адаптировать общеобразовательную программу к потребностям детей с ограничениями в здоровье.

Таких детей надо учить не только знаниям, но и самостоятельности — об этом говорила на конференции Екатерина Лыкова-Униковская, также доцент кафедры логопедии МГОУ. В первую очередь это касается овладения социально-бытовыми навыками, и здесь ребенок особенно нуждается в помощи взрослых. Специалистами разработаны подробные пошаговые инструкции в овладении тем или иным навыком или выполнения того или иного бытового навыка. В этом процессе существует несколько уровней — от действия под детальным руководством и при помощи взрослого до полностью самостоятельного исполнения. Очевидно, что в обучении детей должны участвовать не только педагоги, но и родители, и работа эта требует индивидуального подхода, а также творческих идей и даже вдохновения.

Еще один специалист МГОУ, доцент кафедры социальной педагогики и инклюзивного образования Наталия Гомзякова затронула неожиданную тему. Оказывается, в инклюзивном образовании очень полезную роль может сыграть… историческая реконструкция. В таких проектах история оживает перед глазами детей, и они уже через свое чувственное восприятие усваивают те знания, которые затруднены для них в обычном представлении. Историческая реконструкция также позволяет вовлечь детей в единый процесс, во взаимодействие друг с другом и с педагогами через изготовление костюмов, игровые действия, обсуждения. В общем, опыт показывает большую эффективность данного метода в обучении и социализации «особого» ребенка.

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в свою очередь представил свои разнообразные методики сопровождения детей с различными нарушениями развития, в том числе детей с аутизмом, и пригласил всех заинтересованных людей на свои бесплатные семинары.

Инклюзия завоевывает не только образовательную сферу, но и профессиональную подготовку. Об организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в освоении профессиональных навыков рассказал коллегам сотрудник Образовательного комплекса «Юго-Запад» Илья Каташев. Это учреждение объединяет несколько колледжей и школ VIII вида, работа ведется по различным направлениям, включая диагностическое, консультационное, социально-развивающее, информационно-обучающее. Учащихся сопровождают специалисты различного профиля — сурдопереводчики, дефектологи, психологи и другие. Команды «Юго-Запада» неоднократно и весьма успешно выступали на национальных конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс», а в рамках Фестиваля инклюзии продемонстрировали свои умения, проведя для посетителей мастер-классы по парикмахерскому искусству.

Мир новых возможностей

В тот день гостей Фестиваля инклюзии ждала насыщенная программа. В фойе и классах школы РООИ «Перспектива» и другие НКО представили стенды, на которых в интерактивной форме познакомили участников фестиваля с деятельностью своих организаций и позволили самим проявить свои способности в самых разных мастер-классах — по батику, рисованию, валянию из шерсти, изготовлению фигурок из тканей, бумаги, теста и даже надувных шаров.

Вместе с юбиляром — РООИ «Перспектива» — гости праздника инклюзии смогли открыть для себя мир новых возможностей, занявшись тем, что регулярно делают люди с инвалидностью. Они попробовали свои силы в паралимпийских видах спорта — голболе, бочча, баскетболе на колясках, освоили азы общения на жестовом языке, попытались писать шрифтом Брайля и пользоваться компьютером с помощью программы озвучивания. Они смогли оценить свои профессиональные склонности и увидеть лучшие ленты, которые были участниками кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Фонд «Лучшие друзья» устроил благотворительную ярмарку работ участников своих программ и провел для гостей увлекательные и подвижные игры.

Здание немецкой школы при посольстве ФРГ полностью доступно для людей с инвалидностью. Для неслышащих и слабослышащих гостей на фестивале работали сурдопереводчики. В актовом зале была развернута выставка потрясающих работ Инны Зайцевой. С каждого фотопортрета на зрителя смотрел «особый» человек — особый тем, что, несмотря на ограничения в физических возможностях, достиг в своей жизни очень многого. Это были очень красивые люди!

Праздничную атмосферу в этот день создавали ростовые куклы, многочисленные творческие номера людей с инвалидностью и учащихся немецкой школы, фуршет и, конечно, прекрасное настроение каждого гостя.

— Мы хотели не просто получить поздравления с юбилеем, а устроить праздник для всех, на котором смогли сделать то, что у нас получается лучше всего: создавать инклюзивную среду, объединять людей с инвалидностью и без, — сказала руководитель РООИ «Перспектива» и фонда «Лучшие друзья» Денис Роза. — Впереди еще много интересных событий, на которых с радостью ждем всех…

С юбилеем, «Перспектива»!

Анна ПОСКАЧЕЙ