Начало Статьи ОТКРЫТЬ ИНВАЛИДАМ БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ
ОТКРЫТЬ ИНВАЛИДАМ БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ | Печать |

В Государственной думе РФ 10 апреля состоялся круглый стол «Совершенствование организации дорожного движения в целях повышения общей безопасности и учета актуальных нужд инвалидов». Обсуждение связанных с этим проблем организовал по инициативе Региональной общественной организации инвалидов-автомобилистов «Прорыв» и издательской группы «Эксмо-АСТ» Комитет Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В работе круглого стола приняли участие председатель Комитета Я.Е. Нилов и заместитель председателя Комитета, председатель ВОИ М.Б. Терентьев, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике Э.В. Исаков, председатель МГО ВОИ Н.В. Лобанова, заместитель председателя по социальным вопросам РОО «Прорыв» А.Д. Бавельский, директор департамента по делам инвалидов Минтруда и соцзащиты РФ А.В. Гусенкова, представители федеральных и региональных органов власти, всероссийских и московских общественных организаций инвалидов, эксперты и общественные деятели.

Открывая заседание, Я.Е. Нилов напомнил о недавней встрече с активом МГО ВОИ, на которой были обозначены проблемы и «болевые точки», препятствующие процессу реабилитации и социализации инвалидов. Председатель Комитета отметил, что участники круглого стола собрались в Госдуме для всестороннего обсуждения этих вопросов и выработке рекомендаций для решения проблем безопасности движения с учетом потребностей инвалидов. Ярослав Нилов, в частности, подтвердил необходимость допуска на выделенные полосы магистралей социального такси, а также автомобилей инвалидов I и II групп, перевозящих их или детей-инвалидов: «Моя принципиальная позиция — у этих категорий должно быть такое право». Его поддержали председатель МГО ВОИ Надежда Лобанова и директор филиала службы социальных перевозок «Мосгортранс» Ирина Филиппова.

Председатель ВОИ Михаил Терентьев отметил, что препятствием для положительного решения этой проблемы являются разночтения между федеральными законами и действующими нормативно-правовыми актами, относящимся к сфере правил дорожного движения. Михаил Терентьев рассказал также о том, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому знак «Инвалид» предлагается «привязать» к человеку, а не к автомобилю.

Первый заместитель председателя РООИ «Прорыв» Александр Бавельский также поддержал предложения о допуске транспортных средств инвалидов на выделенные полосы, подчеркнув моральную сторону столь важного для инвалидов вопроса, ведь им по состоянию здоровья тяжело стоять в пробках. А. Бавельский отметил, что само возникновение РООИ «Прорыв», созданной при содействии МГО ВОИ, связано с необходимостью решать вопросы транспортной доступности, развивать инфраструктуру в целях обеспечения прав инвалидов.

Директор редакции нон-фикшн литературы издательства «Эксмо» Евгений Капьев рассказал о том, как издательство предлагает вести пропаганду безопасности дорожного движения, просветительскую работу в этой сфере с помощью масштабных тиражей издаваемой литературы, в частности, Правил дорожного движения, создания памятки родителям и проведения интерактивного «диктанта» по Правилам дорожного движения.

Участники круглого стола обсудили также вопросы обеспечения прав инвалидов, связанные с организацией для них бесплатных парковочных мест и развитием автомобильного туризма, а также с общим повышением уровня безопасности дорожного движения. Шел разговор о необходимости:

– проанализировать правоприменительную практику по этим проблемам в регионах;

– навести порядок с бесплатными парковками у медицинских учреждений и других учреждений социального обслуживания;

– решить вопрос допуска инвалидов на выделенные полосы;

— проработать механизмы снижения возможности злоупотреблений при использовании знака «Инвалид»;

– использовать Реестр инвалидов, который, как отметила директор департамента по делам инвалидов Минтруда Анна Гусенкова, будет внедрен уже в конце текущего года и станет способствовать регистрации нарушений правил парковки, а также движения по выделенным полосам.

Участники встречи обсудили и ряд других актуальных, жизненно важных для людей с инвалидностью вопросов:

– развития автомобильного туризма в стране с учетом особенностей организации обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями;

– повышения уровня безопасности дорожного движения и значимости соблюдения ПДД и его развития с учетом интересов людей с инвалидностью;

– расширения возможностей обучать вождению людей с инвалидностью.

В дискуссии по этим проблемам приняли участие представители федеральных и региональных органов власти: Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел, Федерального агентства по туризму, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Моск­вы. Были высказаны разные точки зрения и продемонстрированы различные подходы к решению поставленных вопросов.

Не все были единодушны в отношении, например, проблемы предоставления права социальным такси использовать выделенную полосу. Нежелание некоторых участников встречи вникнуть в насущные нужды людей с инвалидностью по столь важному для реабилитации и социализации инвалидов вопросу вызвало острую дискуссию. Эдуард Исаков напомнил о Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Правительством РФ еще пять лет тому назад, и о Федеральном законе № 419 о создании Реестра инвалидов. Анна Гусенкова отметила, что введение в жизнь этого Реестра поможет решить многие проблемы, в том числе с использованием знака «Инвалид» на личном автомобиле. Единодушно пришли к мнению о том, что знак инвалида, который крепится на лобовое стекло, должен выдаваться индивидуально собственнику транспортного средства. Дискуссия завязалась лишь по вопросу о том, какое ведомство должно взять на себя эту функцию.

Участники круглого стола обсудили проблемы повышения безопасности дорожного движения с учетом нужд и пожеланий инвалидов. Представитель Всероссийского общества глухих Александр Иванов рассказал о сложностях, которые возникают при обучении вождению инвалидов по слуху, в частности, об отсутствии сурдопереводчиков. Другие выступавшие сосредоточили внимание на том, что при обучении вождению у людей с инвалидностью есть дополнительные препятствия — отсутствие правильных пандусов, специальных туалетов. Как отметила Надежда Лобанова, нередко бесплатные парковочные места, предназначенные для инвалидов, занимают здоровые люди, не стесняясь прикрепить к своим автомобилям знак инвалида.

Завершая заседание круглого стола, Ярослав Нилов проинформировал его участников, что совместно с общественными организациями будет подготовлено обращение в адрес Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой провести в Правительстве совещание с участием всех заинтересованных сторон в целях решения проблем, важных для людей с инвалидностью.

Ярослав Нилов призвал собравшихся не ограничиваться достигнутыми договоренностями, а присылать свои предложения по злободневным вопросам, которые необходимо решить, чтобы инвалиды и в Москве, и по всей России почувствовали себя не только равными, но и почетными гражданами своей страны.

Елена СМИДОВИЧ