Дела давние | Печать |

1837 год

15 мая

Внутренние известия

* В городе Вязьме, Смоленской губернии существует каменная ветхая башня, вероятно оставшаяся от пяти башен, составлявших некогда вместе с каменною стеною городскую крепость. Когда в июне прошлого года последовало высочайшее повеление об исправлении сей башни, Земский Градской Глава, 2-й гильдии купец Сидор Неронов, изъявил желание принять издержки по сему предмету (до 5.122 рублей 56 копеек простирающиеся), на свой счет. По положению Комитета Министров, ему сие дозволено с тем, чтобы здание это сохранило тот же самый вид, в котором теперь находится.

* Мая 19, в 1563 году начата печататься первая книга в Москве, первым русским типографщиком Дьяконом Иваном Федоровым.

* Новые открытия, сделанные относительно золотых россыпей занимают с некоторого времени публику, почему нужным признается сообщить об этом важном предмете достоверные сведения.

В прошлом году Министерство Финансов распорядилось о произведении на Златоустовских заводах разных опытов над тамошними золотоносными россыпями разными методами плавки, методом амальгации и через кислоты. При проведении опытов сих, Начальник тех заводов, Корпуса Горных инженеров Г. Полковник Аносов возымел счастливую мысль проплавить пески на чугун, так как по сие время полагалось, что золото находится в железной окиси, примешанной к разрушенным породам, кои составляют золотоносные пески. Последствия этих опытов были, что из песков против результатов промывки получено при ртучивании в 8 раз более золота, посредством кислот — во 100 раз более. А при плавке в домне 2.800 пудов песков на чугун, в 29 раз более. Чрезвычайные результаты обратили на себя самое бдительное внимание высшего Горного Начальства.

 

1847 год

10 мая

Разные разности

* Пароход в двести сил «Князь Меттерних», построенный в Лондоне, будет ходить в нынешнем году по Дунаю между Галацем и Железными воротами; течение реки здесь чрезвычайно бурно и до сих пор самый лучший пароход проходил это пространство не менее как в четверо суток, но «Князь Меттерних» очень сократит путешествие; он будет ходить между пунктам только тридцать шесть часов. Скорость нового парохода при тихой погоде пятнадцать английских миль в час.

* Страсть Англичан и Американцев к морю обнаруживается во всяком случае: у них построены плавучие виллы, плавучие театры, плавучие госпитали для моряков, словом все, что у нас строят только на земле. Недавно одна английская газета известила, что бристольские диссиденты купили старый корабль «Этна» и обратили его в капеллу, которая освящена в присутствии многочисленной толпы моряков.

* В Бельгии продан за 250 франков канадский тополь, посаженный назад тому пятьдесят лет. Он имел 18 футов в окружности, каждый год покрывался густыми листьями, и срублен только потому, что стоял на линии, по которой будет проходить новый канал.

1857 год

11 мая

Внутренние известия

Таганрог, 5 апреля. По известиям из Керчи, там была принята с восторгом Высочайше пожалованная грамота об освобождении города на пять лет от платежа гильдейских сборов.

Сокращая расходы жителей, озабоченных исправлением поврежденных и разрушенных зданий и приведением всего в прежний мирный порядок, льгота эта, конечно, будет содействовать,с другой стороны, и к оживлению торговой деятельности обновляющегося города.

(Одесский Вестник)

15 мая

Вологда

Олени не часто встречаются в Вологодской губернии, особенно в северо-восточной части Тотемского уезда и в Никольском, Устюжском, Сольвычегодском, Яренгском и Устьсысольском уездах, более богатых лосями. Известно, какую огромную пользу приносит Самоедам это доброе животное, доставляя им собою пищу, возничего и даже жилище.

Лось, имея все свойства оленя, мог приносить такую же пользу для северного жителя вологодской губернии; при скудости почвы и, вследствие того, невозможности держать значительное число рогатого скота и лошадей он мог бы служит ему домашним животным; но, к сожалению, мы видим совершенное пренебрежение крестьян этим даром природы. Единственная польза, которую извлекает крестьянин из этих животных — это шкуры, вяленая оленина, служившая охотникам пропитанием во время их осенних и зимних промыслах.

Между тем обе эти породы истребляются, а промышленники не извлекают и половины той пользы, которую могли бы извлечь из этой охоты, более простой и менее трудной, нежели всякая другая. Самые рога этих животных могли доставить промышленнику большую выгоду, потому что из них выделываются гребни. гребенки, разные костяные поделки, не говоря уже о кабинетных крашениях; о вывозе их за границу в виде особой торговой отрасли…

Кострома

Прядильная и ткацкая фабрика Брюханова и Зотова начала строиться в июне 1853 года, и хотя здание было окончено уже в ноябре того же года, но за неполучением в назначенный срок из Англии машин, работы начались только с июля 1854 года. Полное же действие фабрики открыто с 1 октября 1854 года. Цель фабрики — из туземного льна приготовить пряжу от самого грубого до №70-го, а часть льна употребить, смотря по требованию, на ткание парусных фламских полотен, равентуха, поменги, тика и тонких полотен на манер голландских; другая часть поступает в продажу полотняным фабрикантам. Лен для этой фабрики покупается большей частью в самой Костроме, частию же в Вологодской губернии.

1867 год

5-12 мая

Внутренние известия

* В Русских Ведомостях пишут из Вязьмы, что Смоленское губернское земское собрание определило построить в Вязьме классическую гимназию, на что назначило ежегодно 12.017 рублей.

* Зоологический сад в Москве, по словам Русских Ведомостей, в последнее время понес несколько потерь: на днях пала рысь самец и. кроме того, погибло немало птиц, в особенности фазанов. Которые погибли почти все.

* Из Феодосии пишут: «Недавно у нас в думе, в общем собрании граждан обсуждалось несколько вопросов, решение которых предполагается в текущем году. На первый план поставлен вопрос об учреждении в городе мужской прогимназии, потом предложен был вопрос о водоснабжении города, потом о мостовых, и, наконец, об освещении улиц имеющимися уже фонарями.

Концессия на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу

Государь Император, согласно положению Комитета министров, Высочайше соизволил в 21-й день марта сего года утвердить концессию предполагаемой к сооружению Орловским земством Орловско-Витебской железной дороги.

Земство Орловской губернии принимает на себя обязанность в течение трех месяцев после Высочайшего утверждения настоящей концессии составить анонимное товарищество, которое на свой счет и риск устроит железную дорогу от Орла до Витебска в один путь, включая потребные станции, разъезды, переезды, мастерские, машины и другие устройства, а также поставит подвижной состав и принадлежности к оному для исправного движения по линии, согласно планам, чертежам и описаниям, своевременно представленным на утверждение Министерства путей сообщения.

Дорога эта получает название «Земской Орловско-Витебской железной дороги». Концессия дается на восьмидесятипятилетний срок, считая от окончания работ по устройству дороги.

Материал подготовила
Татьяна СТАЛЬНОВА