Начало Конструкторское бюро Гусеничная электроколяска даст "крылья" инвалидам
Гусеничная электроколяска даст "крылья" инвалидам | Печать |

В России более миллиона людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Создание для них безбарьерной, доступной среды предусматривается путем строительства пандусов и создания технических средств для подъема и перевозки инвалидных колясок, в том числе низкопольных автобусов.

Однако нынешняя концепция создания доступной среды — крайне малоэффективная и очень затратная.

В России более миллиона людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Создание для них безбарьерной, доступной среды предусматривается путем строительства пандусов и создания технических средств для подъема и перевозки инвалидных колясок, в том числе низкопольных автобусов.

Однако нынешняя концепция создания доступной среды — крайне малоэффективная и очень затратная.

 

Почему?

Для создания доступной среды ныне ведется оборудование пандусами социально значимых объектов: магазинов, больниц, спортивных и развлекательных сооружений, школ. Но, как правило, пандусы выполняют не столько прикладную, сколько некую архитектурную функцию: гранитные покрытия очень скользкие, перила часто отсутствуют, высота наклона пандуса не соответствует стандарту…

Инвалиды-общественники предъявляют немало претензий к входным дверям — они узкие, очень тугие, с высокими порогами, преодолеть такое препятствие колясочник в одиночку не может.

Для подавляющего большинства жителей безбарьерная городская среда создает лишь неудобства:

устранение или понижение таких «барьеров», как бордюры, снижает безопасность пешеходов:

пандусы по сравнению с лестницами, в разы более материалоемкие, габаритные и дорогие сооружения. Они отнимают большую площадь
у тротуаров, автостоянок и газонов, создают неудобства пешеходам, загораживают проезды для спецтранспорта и т.д.;

низкопольные автобусы менее удобны для большинства пассажиров и кондукторов;

абсурд — устраивать шахты для установки лифтов, подъемники в метро, рядом с эскалатором, который сам является конвейерным подъемником.

А инвалиды тем временем не могут спуститься с верхних этажей «хрущевок», (где обычно им дают квартиры) чтобы поехать на социальном такси...

Предлагается новая концепция адресной реабилитации. Она основана на идее производства для инвалидов колясок повышенной проходимости.

 

Какая нужна коляска

В настоящее время выпускаются не инвалидные коляски, а поистине «коляски-инвалиды». Они могут двигаться только по ровным тротуарам или пологим пандусам с твердым покрытием. Бордюр выше 5 см для них — непреодолимый барьер.

Гораздо проще расширить возможности инвалидных колясок — приспособить их для преодоления барьеров и движения по лестницам. И такое техническое решение найдено. Мною создана универсальная гусеничная электроколяска — ГЭК (патент РФ на изобретение № 2466701), для которой не существует барьеров и которая может подняться даже в обычный автобус.

Предлагаю адресно снабдить инвалидов такими ГЭК. С изоляцией инвалидов тогда будет покончено. Говоря образно, ГЭК дает инвалидам крылья. Практически она может пройти везде, где проходит пешеход. Аналоги колясок с подобными характеристиками отсутствуют.

Технические данные ГЭК:

грузоподъемность — 120 кг;

масса (с аккумуляторами) — 86 кг;

запас хода — 40 этажей/40 км;

габариты (длина-ширина-высота) — 105 х 62 х 109 см.

В предложенной мною ГЭК гусеницы интегрированы с ведущими колесами и имеют единый привод, а поднимаются только задние направляющие колеса.. Гусеницы не висят «мертвым грузом», они активны, — подстраховывают колеса, позволяя резко увеличить проходимость ГЭК. Это особенно важно в сельской местности, где обычные электроколяски практически бесполезны.

Проблема проходимости решается применением в качестве движителя «наногусениц», основа которых — втулочно-роликовая цепь либо специальный зубчатый ремень. Наногусеница не имеет опорных катков — «нанокатками» служат ролики цепей либо наночастицы твердой смазки при использовании ремня. Ремень с внутренней стороны имеет покрытие из материала с очень малым коэффициентом трения, снаружи — зацепы, исключающие скольжение по ступенькам.

Применение гусениц такого типа на интегральном погрузчике (изобретение автора, патент РФ № 1703533) позволило уменьшить по сравнению с аналогами габариты и массу в десятки раз.

Наногусеницы ГЭК в сочетании с «шагающими» задними колесами позволяют преодолевать любые бордюры и ступеньки, а задним ходом — лестницы, вертикальную стенку, барьер или пол автобуса высотой до 40 см. ГЭК позволяет с достаточной скоростью передвигаться по пешеходным дорожкам и спокойно преодолевать невысокие препятствия в виде дорожных бордюров высотой 23 см. Преодолеваемый уклон по лестничным маршам — 35 гра­дусов.

Обычные электроколяски (ЭК) преодолевают ступеньку высотой не более 5 см. Автомобили с колесами вдвое большего диаметра, чем у ЭК, соответственно, преодолевают ступеньку высотой 10 см.

Затраты на выпуск ГЭК при массовом производстве ничтожны по сравнению с затратами на создание безбарьерной среды. Необходимый объем их выпуска для РФ и СНГ, по разным оценкам, от 100 тысяч до 700 тысяч ГЭК в год. Объем рынка — до 150 млрд. руб. в год. Внедрение этой инновации даст большой эффект.

 

Что делать?

Для изготовления опытного образца ГЭК требуется в 3 раза большая сумма, чем стоимость аналога. Патентование изобретения, НИОКР, изготовление стендов, оснастки и опытного образца я проводил в основном за свой счет. Полученная в октябре 2010 г. субсидия (360 тыс. руб.) компенсировала менее 10% требуемых рас­ходов.

Тем не менее, опытно-эксперимен­тальный образец ГЭК был построен, испытан и доработан. В декабре 2012 г. получен патент РФ № 2466701 на изобретение «индивидуальное транспортное средство» ГЭК. Разрабатывается проект опытно-промышленного образца ГЭК-1.

Опытно-экспериментальный образец ГЭК был продемонстрирован 20 октября 2011 г. десятку журналистов, трем телеканалам в присутствии чиновников. ГЭК двигалась по горизонтали, заходила на лестницу, спускалась по ней, переходила на площадку, затем двигалась в обратном порядке вверх по лестнице. Правда, делать это было опасно, так как к тому времени закончился ресурс китайского суперклея, которым были приклеены зацепы к гусеничной ленте. Мой напарник решил меня подстраховать сзади — корреспонденты потом написали, что ГЭК не может двигаться по лестнице без сопровождающего.

Больше сделать мы ничего не могли — деньги давно закончились...

Презентация для СМИ показала, что принципы и технические решения, заложенные в опытно-экспе­риментальный образец ГЭК, могут быть приняты за основу при создании опытно-промышленного образца. Для этого необходимо дальнейшее финансирование проекта из бюджета.

Но мои обращения к региональному представителю Президента РФ, губернатору, его заместителям, депутатам закончились безрезультатно, — получены отписки.

В сложившихся экономических условиях необходимые средства на создание доступной среды, видимо, выделяться не будут. Единственной возможностью реабилитации инвалидов является переход на новую концепцию на основе внедрения ГЭК, требующую в 100 раз меньших затрат при практически 100%-ной эффективности.

Василий Андреевич ПОПОВ,
автор изобретения, разработчик проекта
г. Тюмень

Тел. +7 9222 648 301.
E-mail: vapopov21@ ya.ru.

Можно посмотреть фрагмент видеозаписи презентации: http://www.nashgorod.ru/news/news45934. html

(Статья подготовлена при участии ООО «Компании «ТрансСевер».
e-mail: transnorth-ltd@yandex. ru)

 

Примечание генерального директора «Компании «ТрансСевер» Александра Васильевича Золотарева:

Очень надеемся, что с помощью всероссийской газеты «Русский инвалид» многие люди из инвалидного сообщества узнают, что есть такая российская разработка, которая в десять раз дешевле (1500000:10=150000 тыс. руб.) зарубежных конструкций, а в части проработки конструкции во много раз проще, надежнее, крепче и лучше.

Считаем, что в серийном производстве эта гусеничная коляска должна стоить еще дешевле, чем рассчетные 150000 рублей, так что будет возможность ее приобрести каждому нуждающемуся инвалиду через Фонд инвалидов России.

К большому нашему сожалению у нас в стране у людей, имеющих большие деньги, зачастую просто отсутствует элементарное человеческое понимание и сострадание к своим согражданам-инвалидам. Они покупают футбольные клубы за границей, дорогие яхты и еще смеют всем этим кичиться...

Где же вы, наши российские меценаты, ау!

У нас в стране — кладезь уникальных конструкторских разработок, созданных нашими советс­кими-российскими Кулибиными. Надо только суметь этим воспользоваться!


Комментарий пользователя. Я не только сам внимательно прочел эту заметку, но и послал ее к знакомому инженеру-изобретателю инвалидной техники. Меня, прежде всего, интересовало его мнение о гусенице. Он не нашел в ней явных изъянов, а также и сложностей с производством гусениц на промышленной основе.

У меня же сомнения вот в чем. Из-за жестких грунтозацепов коляска вряд ли может использоваться в помещении (например, в квартире ее хозяина или в гостях). А всякий раз пересаживаться на удобную в этом смысле обычную комнатную коляску и обратно для человека со слабыми руками или для пожилого инвалида будет нелегко и обременительно. Тем более, что откидывание на бок подножек из-за гусеницы ничем не поможет. Это будет доступно только для ходячих или «условно ходячих» людей.

За границей для преодоления лестниц предлагался вариант с отдельной гусеничной базой, на которой фиксируется, но с которой может съезжать обычная коляска, а база при этом остается в подъезде (под лестницей), В сельской обстановке такая коляска могла бы использоваться при полной надежности гусеницы и других узлов.

Но если произойдет поломка, то с ремонтом или заменой будут почти непреодолимые сложности. Даже в городе Саки, где сейчас разъезжают сотни обычных колесных «элетричек», за их ремонт берется далеко не каждый механик.

Что касается слишком радикального отношения автора изобретения к самой идее «безбарьерной среды», то он, очевидно, не очень хорошо знаком с ее воплощением в тех странах, где она плодотворно начала внедряться многие годы назад. В наших городах мы только начали это движение, и огрехов на этом пути пока предостаточно, включая и зряшное расходование денег, и обычное головотяпство. Скользкие и крутые пандусы — только один из примеров.

Тем не менее, я практически беспрепятственно на электрической коляске А-200 с ее пятисантиметровым допуском передних колес езжу по своему району — как писал Булат Окуджава, «по делам или так, погулять» — с регулярным посещением поликлиники, ближайшего лесопарка, двух рынков, десятка магазинов, почты, сбербанка и других приятных и полезных мест.

Но, правда, это в Москве. А другая правда в том, что я редко, далеко не каждый день, встречаю на своем пути колясочников, хотя наблюдаю, как с уже привычным удовлетворением пользуются пандусами и пологими съездами мамочки с детскими колясками и старушки с ходунками всех сортов.

Притом я считаю, что имеет смысл опубликовать в газете этот материал в порядке обсуждения наших проблем.

Лев ИНДОЛЕВ