Начало Новости Автопробег–2016 «Города Поволжья»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Автопробег–2016 «Города Поволжья»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ | Печать |

Успешно завершился Автопробег-2016 «Города Поволжья», проведенный Московской городской организацией ВОИ совместно с Международной академией доступности и универсального дизайна (см. предыдущий номер газеты). Об итогах автопробега мы беседуем с его организаторами: Надеждой Валентиновной Лобановой и Александром Давидовичем Бавельским.

Шесть экипажей автомашин с ручным управлением за 15 дней пути преодолели 2,5 тысячи километров пути, побывав в шести городах Поволжья: Пенза–Самара–Тольятти–Ульяновск–Казань–Нижний Новгород.

Проверка на доступность

О доступности для человека с инвалидностью транспортной инфраструктуры в городах Поволжья рассказывает Н.В. Лобанова:

— Участники автопробега по пути следования провели мониторинг транспортной инфраструктуры и получили ценные результаты, которые помогут продолжить работу на этом направлении.


 

— Инфраструктура Поволжья с каждым годом все доступнее для людей с ограниченными возможностями здоровья. Нас порадовали адаптированные для инвалидов реабилитационные и социальные центры — они есть сейчас во всех регионах. Растет число гостиниц, готовых предоставить человеку с инвалидностью все удобства. В Тольятти нам показали очень хороший реабилитационный центр, куда на встречу с нами пришло множество представителей самых разных организаций инвалидов, а жили мы в технопарке, который построен в 2014 году и полностью доступен для инвалидов. Но самое поразительное — что члены местной организации инвалидов-опорников не знали, об этом! В Самаре и Тольятти нас уверяли, что доступных для колясочников гостиниц нет, а мы нашли!

Вообще наш приезд в города порой открывал людям глаза на то, какие возможности у них, оказывается, уже есть. Иногда о доступных объектах они узнавали из выступлений представителей соцзащиты, иногда — просто приехав к нам на мероприятие.

Сами инвалиды и даже их организации не всегда знают о доступности объектов. Исключение — Нижегородская областная организация ВОИ, руководство которой прекрасно осведомлено обо всех доступных объектах города.

Во многих регионах службы социальной защиты плотно сотрудничают с ВОИ по программе доступности среды. В Ульяновске, например, нас встречала начальник главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области Е.В. Сморода. Екатерина Вячеславовна проявила большой интерес к деятельности московской городской организации инвалидов. Мы рассказали о нашей работе в сфере создания доступной среды, она высоко ее оценила и выразила готовность проводить с нашей организацией общие мероприятия.

Именно эта задача — обмен опытом — была приоритетной для организаторов и участников автопробега. Если только мы сами будем активны, мы сможем добиться ощутимых результатов на этом поприще. Считаю, что в этом автопробеге мы таких результатов достигли.

Александр Бавельский проиллюстрировал этот вывод, рассказав о событии, которое произошло во время автопробега в Ульяновске:

Для нас очень важно, что такой прогрессивный регион, как Ульяновская область, предложил поддерживать с МГО ВОИ постоянные контакты, консультироваться, проводить совместные акции и мероприятия по вопросам интеграции маломобильных людей и доступного туризма. Благодаря этой инициативе МГО ВОИ, Международная академия доступности и универсального дизайна и Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области подписали трехстороннее соглашение о взаимодействии и совместной работе сроком на пять лет.

Автомобиль для инвалидов

Надежда Валентиновна рассказала о том, как в Тольятти была выполнена и другая задача автопробега — стимулирование производства отечественных автомобилей с ручным управлением:

— Раньше государство выделяло инвалидам автомобили, потом перестало. Мы добиваемся возвращения этой льготы, настаиваем на том, что автомобиль — это техническое средство реабилитации. Мы посетили заводы, выпускающие автомобильную продукцию. Везде поднимали вопрос о производстве отечественных автомобилей с ручным управлением. Сегодня специально оборудованных машин для инвалидов в стране просто не выпускают, и мы сделали для себя жесткий, неутешительный вывод: заводы находятся в частной собственности и производят только то, что им выгодно. И если большого заказа им не будет — не будет и выпуска автомобилей для инвалидов.

И все же вопросы производства отечественных автомобилей с ручным управлением, поднятые участниками автопробега, были услышаны. В Тольятти нам удалось повстречаться с руководством АвтоВАЗа, нас пригласили в компанию «ВИС-Авто», которая создает на базе Лады Ларгус автомобиль для социального такси и семей, где есть инвалид-колясочник. На месте одного из задних сидений оборудуется пространство, куда человек будет заезжать по пандусу прямо на коляске. Они пригласили нас для консультаций и очень ждали нашего приезда. Мы посмотрели на то, что уже сделано, и высказали немало ценных замечаний. Разработчики надеются создать опытный образец к апрелю будущего года, а в МГО ВОИ готовится письмо руководству АвтоВАЗа с просьбой начать разработку автомобиля с ручным управлением. И еще в Тольятти нам очень понравился Парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова. Там на огромном поле собрано множество экспонатов, начиная с легендарных «Катюш» и кончая современными космическими аппаратами.

«Круглые столы» в Казани

Н.В. Лобанова отметила значение и высокий уровень организации «круглого стола» в Казани, в Центре реабилитации инвалидов «Восхождение»:

— В обсуждении проблем инвалидов вместе с нами участвовали вице-премьер правительства Республики Татарстан Василь Шайхразиев, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты республики Ирина Просвирякова, председатель Татарской республиканской организации ВОИ, депутат Госсовета РТ Рифат Ганибаев, казанские активисты, представители обществ инвалидов. Республика Татарстан была одним из пяти пилотных регионов по программе «Доступная среда».

С 2014 года в Казани постоянно проводятся крупные международные мероприятия, и это тоже дало толчок развитию инфраструктуры. Встреча была важной и интересной для обеих сторон. В своем выступлении я рассказала, что цель автопробега — популяризация деятельности МГО ВОИ, изучение возможностей транспортной инфраструктуры страны и ее доступности для инвалидов на пути следования, пропаганда доступного туризма.

Поделилась положительным опытом организации работы службы московского социального такси, которая давно стала привычной для московских инвалидов. Рассказала и о том, как обстоят дела Москве с парковками для инвалидов. В Казани участники автопробега посетили аэропорт, железнодорожный вокзал и метро. В аэропорту нам показали амбулифт для посадки колясочника в самолет с очень удобным сидением, которое позволяет зафиксировать и руки, и ноги. Кроме того, при необходимости, оно может трансформироваться в носилки на колесах. У нас вместо этого используют обычные кресла без подлокотников.

В отличие от Московского метро, станции в Казани неглубокого залегания и оборудованы подъемниками и лифтами. На всех станциях .а их всего десять, есть лифты и пандусы. Создана служба, которая помогает инвалидам. Кроме того, в первом и последнем вагоне метро есть заезды для колясочников. Для всех нас это был позитивный опыт. Ведь кто-то из участников нашего автопробега не был в столичном метро лет 30, а кто-то и не был никогда. Завершая эту полезную для обеих сторон встречу, мы подарили казанцам видеофильмы о прошлых своих путешествиях, а также картины и сувениры, которые станут им добрым напоминанием об этом событии в жизни города.

Александр Бавельский рассказал об интересной встрече за «круглым столом», которая прошла в Государственном комитете по туризму Республики Татарстан:

— На заседании этого «круглого стола» впервые присутствовали владельцы крупных гостиниц и ресторанов города Казани. В процессе общения стало очевидно, что отельеры сознают важность работы по организации безбарьерного пространства, созданию в гостиницах номеров, доступных для людей с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата, развитию туризма для инвалидов — все это очень важные, серьезные направления в развитии туристических потоков.

Теплые встречи в Нижнем Новгороде

Организаторы автопробега поделились впечатлениями о встречах в Нижнем Новгороде, куда экипажи прибыли, проехав по дорогам России около 2000 километров:

— Правление Нижегородской областной организации ВОИ организовало размещение участников автопробега в специальных номерах гостиницы «Центральная», где полностью обеспечена безбарьерная среда. В программу пребывания в городе вошло автобусное путешествие по историческим местам Нижнего Новгорода и экскурсия в музей Горьковского автозавода. В музее демонстрировались уникальные экспонаты: «Победы», «Волги», «Чайки», «ГАЗы», «Газели», танки — все это произвело на нас сильное впечатление. И особенно то, что Горьковский автозавод выпускал и машины для инвалидов.

На торжественной встрече, организованной Нижнегородской областной организацией ВОИ, председатель НОО ВОИ Эдуард Александрович Житухин вручил почетные грамоты постоянным участникам автопробега по городам России, внесшим значительный вклад в изучение доступной среды и сбор материалов для ВОИ. Москвичи получили почетные знаки Нижегородской организации имени Александра Невского. Это событие стало достойным завершением автопробега «Города Поволжья», ознаменовавшим собой дружбу, сотрудничество организаций ВОИ и активизировавшего обмен опытом между ними.

Александр Бавельский отметил и негативные моменты, с которыми во время путешествия столкнулись участники автопробега:

— Недоступность транспорта — это лишь одна из проблем универсального дизайна в нашей стране. Кроме них — и недостаточная доступность туристических объектов, и проблемы в гостиничной сфере. Сегодня «в эксплуатации» и совсем старые здания гостиниц и музеев, и современные. И если в старой застройке с доступностью все очевидно плохо, то в новых, если и есть необходимое оборудование, то и здесь не все до конца продумано и сделано. Кроме того, необходимо отметить, что большинство отечественных дорог — в ужасном состоянии. Но обнадеживает, что идут работы по улучшению дорожного покрытия. Участники автопробега воспользовались возможностью подсказать, указать на ошибки в организации доступной среды. Ведь застройщик, руководствуясь лишь проектами, СНИПами и прочей документацией, не всегда ясно себе представляет, как именно должно правильно работать и использоваться то или иное оборудование.

Решаем общие задачи

На вопрос о том, чем может помочь МГО ВОИ другим организациям в решении общих проблем инвалидов в России, отвечает Н.В. Лобанова:

— Мы все решаем общие задачи. Но город от города отличается условиями их реализации. Отсюда и различия — финансовые и организационные. Москва по своему столичному статусу должна быть локомотивом в самых важных делах. Здесь создание доступной среды начали раньше других городов и успели сделать немало. Хотя и в других регионах — свои победы.

Нижегородская организация, к примеру, знаменита собственными предприятиями. У нас более развит социальный транспорт. Например, в Тольятти люди могут заказать социальное такси только пару раз в месяц. А московская организация, начав развивать эту систему в 1994 году, сегодня может предложить инвалиду такси даже дважды в день, чтобы он ездил на работу или на учебу.

В Самаре участники автопробега попали на пляж, специально оборудованный для инвалидов. Это всех потрясло: ведь такого пляжа, доступного для людей, прикованных к креслу-коляске, нет даже в Москве.

В каждом городе участники автопробега убеждались в том, что проблемы доступности, доступного туризма и доступного транспорта волнуют всех. На всем пути велась работа по выявлению первостепенных задач в организации безбарьерного пространства, над которыми предстоит еще много работы.

Эти вопросы обсуждались на встречах с представителями исполнительной власти, отвечающими за социальный блок и развитие туризма, с представителями общественных организаций инвалидов, в реабилитационных центрах и других социально значимых объектах.

Автопробеги — важная работа

О результатах автопробега рассказывает Александр Бавельский:

— «Города Поволжья» — это третий автопробег, организованный МГО ВОИ и Международной академией доступности и универсального дизайна. В 2014 году столичные инвалиды совершили автопробег «Крым, доступный для всех», в 2015 году — автопробег по городам Белоруссии и России, посвященный 70-летию Великой Победы. По их окончании изданы путеводители с описанием маршрутов и инфраструктуры на пути следования.

Также рассылались рекомендации профильным министерствам и ведомствам с указаниями на нарушения принципов доступности и универсального дизайна и на возможные способы их корректировки. Профессионализм организации и уровень встреч на местах с участниками наших автопробегов с каждым годом растет. С каждым годом уровень организации автопробегов становится все более профессиональным, а восприятие их обществом — более серьезным. В этом году нас уже встречают как некую миссию, которая занимается решением проблем, продвижением доступности и универсального дизайна, доступного туризма.

Официальным партнером автопробега была компания Bosco, которая является спонсором олимпийцев и паралимпийцев. На всем маршруте наше передвижение контролировали сотрудники ГИБДД, а если мы попадали в зону ремонта, нас пропускали в первую очередь. Об этом позаботился один из наших партнеров — Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. Важно, что мы всегда чувствовали поддержку государственных структур. Вообще сторонников наших автопробегов становится все больше и больше, и мы им всем очень благодарны.

Но — добавим в заключение беседы от себя — самое главное достижение организаторов автопробега, на наш взгляд, состоит в том, что в решении задач, которые были поставлены по итогам предыдущих мероприятий, уже есть позитивные сдвиги. Значит, будут и новые успехи, а потому проделанная работа важна не только для самих ее участников и организаций инвалидов, но и для российского общества в целом.

Вадим ОКУЛОВ,

Елена СМИДОВИЧ